Последние публикации

Стратегические цели США и возрождение Шелкового Пути

Стратегические цели США и возрождение Шелкового Пути

США потихоньку начинают «зондировать почву» для своей инициативы о Новом Шелковом Пути

В этом месяце перед выводом коалиционных войск из Афганистана в 2014 году состоялся визит специального представителя государственного секретаря США по вопросам глобального межправительственного сотрудничества Реты Джо Льюис в Казахстан и Кыргызстан для обсуждения видения «Нового шелкового пути» через Центральную Азию. Визит американского чиновника состоялся спустя год после того, как США запустили стратегию «Нового Шелкового Пути» (СНШП) для облегчения и поддержания экономической интеграции и безопасности в Евразии, где Афганистан будет находиться в центре всех этих усилий.

СНШП имеет веские доводы, однако рискует остаться всего лишь видением без непосредственного участия США в развитии региона. В отсутствии такого обязательства Вашингтон оставит задачу по возрождению Шелкового Пути XXI века Пекину, Нью-Дели и Москве. Также может произойти так, что США потеряют возможность формировать мировой порядок в Евразии. Для реализации своей идеи Америке необходим конкретный план непосредственного участия.

В отличие от Индии и Китая, США никогда не были частью Шелкового пути, который многие века соединял Восток и Запад, или Китай со странами Средиземноморья и Европы. В современном веке Америка стоит во главе продвижения мировой торговли и экономической возможности, как инструментов мира, стабильность и восстановления. Эту практику США реализовали особенно хорошо в Европе сразу после Второй мировой войны.

В связи с этим СНШП можно было бы интерпретировать в качестве экономического инструмента, который может достичь цели, которая недостижима военными средствами. Стратегия предусматривает устранение торговых барьеров и таможенных процедур, продвижение торговой либерализации и поддержание экономических связей внутри и по всей Центральной и Южной Азии – всё вместе с целью интегрировать Афганистан в Центральную и Южную Азию.

Устранение разрыва между периферией и ядром является основной целью американской стратегии. Для Центральной и Южной Азии, которые являются наименее интегрированными областями мира, это будет означать сокращение промежутков посредством интеграции регионов друг с другом и мировыми сетями.

Концепция СНШП подходит для решения этой задачи, поскольку она направлена на развитие связей между Центральной и Южной Азией для устранения изоляции, предоставления экономических возможностей и распространения демократизации. Она привносит скорее мягкую, нежели жесткую силу для решения задачи, которая кажется еще более амбициозной, нежели построение государства в Афганистане сразу после событий 11 сентября.

Однако набор инструментов, которые США намерены использовать для достижения цели, слишком прост, чтобы достичь желаемого результата. Безусловно, Вашингтон рассчитывает на поддержку других игроков, что вполне разумно. Но без своего непосредственного участия Америка окажется в слабой позиции для формирования региональной динамики на собственных условиях.

Поскольку США определяет свою роль в качестве помощника, а не непосредственного участника, а также ввиду несоответствия целей и средств в реализации СНШП, маловероятно, что одна только инициатива может обеспечить безопасность в Афганистане и во всем регионе за короткий период времени. И, конечно, эта цель не будет достигнута к 2014 году, когда придет время вывода коалиционных войск. Геополитические сложности и проблемы безопасности представляют серьезные препятствия для реализации СНШП.

Для успеха СНШП Афганистан и Пакистан должны стать надежными партнерами друг другу, для своих соседей и для США, что весьма проблематично. Участие Ирана в проектах по региональному развитию также остается под вопросом.

Отсутствие межрегионального сотрудничества также препятствует СНШП. Политические разногласия между Узбекистаном и Таджикистаном являются доказательством существующих проблем в Центральной Азии. Такая же ситуация обстоит с Пакистаном и Индией. Партнеры и соперники США могут рассматривать СНШП в соотношении «балансовой суммы», внося поправки и приспосабливая свои инициативы по-своему.

Несмотря на вышеперечисленные трудности, нижеследующие инициативы могут помочь в достижении цели.

В 2011 году Индия и Пакистан подписали соглашение об улучшении торговых отношений после многих лет застоя. Афганистан и Пакистан подписали транзитную и торговую сделку в 2010 году, в то время, как США и Афганистан подписали соглашение о стратегическом партнерстве в 2012 году. Предложенный газопровод ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия), а также электроэнергетические проекты CASA-1000 по поставке электроэнергии из Центральной Азии в Южную Азию находятся на стадии реализации. Центрально-азиатские страны поставляют электричество в Афганистан и строят новые железные дороги. Индия и Китай планируют разрабатывать железорудное месторождение Хаджигак и меднорудное месторождение Айнак в Афганистане.

Роль Вашингтона в качестве организатора в некоторых из этих проектов сыграла ведущую роль. Для укрепления этого процесса и привлечения к СНШП новых участников, а также для достижения главных целей и продвижения своих геостратегических интересов, США необходимы конкретные планы, инициативы по развитию, инвестиционные проекты, основанные на прямых инвестициях американского правительства и предприятий.

СНШП преследует важные цели, которые имеют жизненно важную роль для обеспечения региональной безопасности и поддержания американских интересов в долгосрочной перспективе. Такая стратегия позволит США продвигать совместные экономические действия среди участников, которые рассматривают Центральную Азию в качестве буферной зоны и платформы для геополитической конкуренции в Евразии и мире. В регионе, окруженном, как минимум четырьмя ядерными державами, где Иран может стать пятой потенциальной ядерной державой, это чрезвычайно важная задача.

СНШП также позволит США структурировать свои региональные усилия для формирования мирового порядка, поскольку Центральная Азия переживает период усиливающегося участия двух крупнейших мировых экономических держав - Китая и Индии - а также сильное давление со стороны России с притязаниями на интеграцию в области экономики и безопасности в постсоветском пространстве.

Новый Шелковый Путь поможет Вашингтону направлять развитие энергетических ресурсов региона. Изобилие ресурсов и мировая проблема их нехватки, а также проблемы растущего мирового населения и среднего класса, особенно в Индии и Китае, подталкивают Вашингтон к участию в делах региона с целью обеспечения энергетической безопасности и стабильности в Евразии.

Эта стратегия поможет в дальнейшем Афганистану и Пакистану, которые зависят от зарубежной помощи, начать полагаться на частный сектор и способствует более быстрым демократическим переменам через торговлю и экономические связи в Евразии.

В ходе процесса США понадобится помощь других стран, не в последнюю очередь помощь Европейского Союза и Индии. Заслуживает внимания тот факт, что государственный секретарь США Хиллари Клинтон объявила в прошлом году о начале СНШП именно в Ченнаи (Индия). Несмотря на все ее недостатки, Индию считают демократической страной с быстро развивающейся экономикой. Этим летом Нью-Дели объявил о своей политике «Связь с Центральной Азией», предназначенной для «склеивания» Центральной и Южной Азии через Афганистан. Экономические возможности Индии играют инструментальную роль и добавят «веса» СНШП и стратегическим отношениям США с Индией.

Инициативы, связанные с Великим Шелковым Путем, должны помочь странам Центральной и Южной Азии смягчить, если не решить в скором будущем, многие проблемы региональной безопасности после 2014 года. СНШП является одной из таких важных инициатив, которые могут продвинуть интересы США, в то же время, внеся вклад в развитие Центральной и Южной Азии.

Тем не менее, эта инициатива рискует остаться просто видением без детального плана, основанного на прямом участии Вашингтона. Если США настроены серьезно относительно мирового лидерства, им надо продолжать заниматься Центральной Азией, которая служит в качестве трамплина для региональных и мировых амбиций Китая, Индии и России, а также других государств. Америка должна превратиться из помощника в непосредственного участника.

Роман Мурзалевский

«Asia Times», 1 ноября 2012 года

Перевод – «InoZpress.kg»

Оригинал статьи на английском:

http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/NK01Ag01.html

Ссылка на оригинал публикации : inozpress.kg

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...