Последние публикации

Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Кыргызстана в 2016 году до 4,2%

Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Кыргызстана в 2016 году до 4,2%

Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Кыргызстана в 2016 году до 4,2%. Об этом говорится в отчете ВБ о текущем состоянии экономики КР опубликованном накануне.

В отчете говорится, что на фоне экономических потрясений в Центральноазиатском регионе, в экономике Кыргызстана на протяжении первых восьми месяцев 2015 года сохранялась стабильность. Темпы роста экономики с января по август составили 6,8% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) – за счет большого объема золотодобычи и хороших показателей сельского хозяйства.

Производство золота выросло на 46%, в то время как рост ВВП без учета золота составил 4,5%, что выше (на 0,9 процентных пункта), по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако, по прогнозам на оставшуюся часть 2015 года, рост золотодобычи заметно замедлится, тогда как слабая обстановка в регионе и колебания обменного курса национальной валюты, как ожидается, окажут давление на внутреннее потребление и частные инвестиции, наряду со снижением внешнего спроса.

В результате, ожидается, что рост в целом снизится до 2%. По состоянию на август 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, инфляция снизилась до 5,8% – с 10,5% по состоянию на конец 2014 года, однако совокупный эффект увеличения расходов государственного бюджета и снижения обменного курса должен будет привести к росту цен на протяжении оставшейся части года, что говорит о необходимости сохранения жесткой кредитно-денежной политики.

Проводимые государством бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики, в целом, были правильными для смягчения шоковых колебаний обменного курса и спроса. Ввиду значительного давления на обменный курс, на волне перехода Казахстана к плавающему обменному курсу своей национальной валюты, стратегия кыргызстанских властей, предусматривающая постепенную корректировку кыргызского сома, наряду с предотвращением резких колебаний его стоимости, является оправданной.

Однако это обошлось экономике сокращением ликвидности, дополнительно усугубившейся в результате меньших, чем планировалось, расходов. На протяжении первых восьми месяцев 2015 года наблюдался профицит государственного бюджета, обусловленный медленными темпами осуществления государственных инвестиций. Однако во второй половине года ожидается резкое увеличение расходов. Ускорение государственных инвестиций и увеличение текущих расходов, включая корректировку заработных плат и значительное расширение покупок товаров и услуг, должны будут привести к образованию существенного дефицита в размере 5,8% ВВП (включая перекредитование) и увеличению государственной задолженности.

Прогноз

Если смотреть за рамки 2015 года, можно рассчитывать на восстановление кыргызской экономики и стабилизацию государственного бюджета, однако имеются существенные риски снижения показателей.

В рамках базового сценария на 2016 год прогнозируется ускорение темпов роста экономики до 4,2% за счет увеличения объемов золотодобычи и ожидаемого улучшения перспектив роста в регионе. Рост экономики без учета золотодобычи должен быть несколько выше (около 3,7%), однако более медленное, чем ожидалось, восстановление экономики в России и Казахстане может снизить прогнозы. В свою очередь, снижение темпов роста внутри страны и в регионе может осложнить задачу правительства, связанную с консолидацией бюджета.

Неопределенная обстановка потребует повышенной бдительности и особого внимания к устойчивости и эффективности государственных расходов. Несмотря на то, что антициклическая политика имеет смысл для поддержки занятости и экономической активности внутри страны, ограниченные бюджетные резервы подразумевают необходимость сосредоточиться на обеспечении их устойчивости и эффективности.

Правительство КР сделало осознанный выбор и поддерживает свою грандиозную программу государственных инвестиций, однако для материализации результатов потребуется некоторое время и, в краткосрочной перспективе, это будет происходить за счет усиления внутреннего и внешнего дисбаланса.

Более того, ожидается, что значительное увеличение текущих расходов в 2015 году приведет к увеличению дефицита, в то время как изменения обменного курса стали причиной существенного увеличения внешнего долга Кыргызстана относительно ВВП.

Улучшение перспектив роста в 2016 году и далее должно будет способствовать дальнейшей консолидации, однако властям потребуется сохранять бдительность. В рамках любого сценария будет важно обеспечивать, чтобы консолидация бюджета (посредством более строгого контроля над ростом текущих расходов) не шла во вред социальным программам, которые необходимы для защиты наиболее уязвимых слоев общества.

Также уместно ожидать, что в обозримом будущем сохранится сильное давление на национальную валюту, что потребует проведения осторожной кредитно-денежной политики и сосредоточения внимания на инфляции, а также на динамике финансового сектора.

Ссылка на оригинал публикации : www.kabar.kg

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...