Последние публикации

Назгуль МУСАЕВА: ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО ШКОЛ, НО И МСУ

Назгуль МУСАЕВА: ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО ШКОЛ, НО И МСУ

Министерство образования и науки КР планирует с начала 2015-2016 учебного года сделать горячее питание для начальных классов обязательным для всех школ республики. Это очень важно как в целом для здоровья ребенка, так и для повышения его успеваемости, успешности в учебе и так далее. Стоит ли говорить, что правильно организованное питание помогает ребенку сохранить здоровье, бодрость и высокую работоспособность.

По мнению экспертов, особое значение имеет питание детей в период школьной жизни, когда формируется организм и обязательным условием является обеспечение его всеми необходимыми для полноценного роста пищевыми веществами. Питание — один из важных факторов здорового образа жизни. Третью часть суток дети проводят в школе, поэтому можно сказать, что их здоровье зависит от школьного питания.

Особенно, подчеркивают эксперты, здоровье, работоспособность, сопротивляемость заболеваниям во многом зависят от характера питания. Но особенно велика эта зависимость в детском возрасте, когда организм интенсивно растет и развивается, физиологические процессы напряжены, обмен веществ ускорен, а интенсивный рост делает организм особенно уязвимым. Высокая двигательная активность детей всегда ведет к относительно большому расходу энергии.

При правильном питании школьник получает с пищей за сутки столько калорий, сколько он их расходует, кроме того, правильное питание способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию детей и подростков, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, улучшает их работоспособность. Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Руководствуясь вышесказанным, Минобразования КР считает важным повсеместное введение горячего питания в школах Кыргызстана. Главный специалист Управления внешкольного, дошкольного и школьного образования Минобразования КР Назгуль МУСАЕВА считает, что проблема введения горячего питания в школах – проблема не только детей и их родителей, администрации школ, но и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения и т.д.

- Насколько мне известно, не в каждой школе имеются соответствующие столовые для организации горячего питания?

- В настоящее время по республике функционируют 2207 пришкольных столовых, из которых 964 являются типовыми, 508 — буфеты и 735 — приспособленные помещения. Всего обеспечены питанием 442996 учащихся 1-4 классов. Ежегодно на организацию горячего питания учащихся 1-4- классов из республиканского бюджета выделяется около 475 миллионов сомов (7 сомов предусмотрено для всех школ и 10 сомов для горных и отдаленных районов).

В 2012 году распоряжением Правительства КР была создана межведомственная рабочая группа и с марта 2013 года начала свою работу программа «Оптимизация школьного питания в Кыргызской Республике». Если до начала программы лишь 10% школ республики организовали горячее питание, то на сегодняшний день это количество достигло 35%.

Всего на данный момент в 788 школах Кыргызстана организовано горячее питание. В том числе, с помощью таких доноров как, ВПП ООН (262 школ) Мерсико (71 школ) переоснащены столовые 333 школ современным оборудованием, остальные школы создали условия для организации горячего питания своими силами, с помощью родителей и органов местного самоуправления.

Для двух районов (Кеминский район Чуйской области и Бакай-Атинский район Таласской области) разработана районная программа по школьному питанию и все школы этих районов уже ввели горячее питание.

- Что нужно для того, чтобы не только 788 школ, но и все остальные общеобразовательные учреждения перешли на горячее питание?

- Проблема введения горячего питания в школах – проблема не только детей и их родителей, администрации школ, но и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения и т.д. Здесь важно желание всего местного сообщества принять участие и помочь кормить учеников начальных классов горячим питанием.

Хотя, сумма выделяемая государством на организацию горячего питания, достаточна, нужно, чтобы на местах были созданы все условия, отвечающие санитарным нормам Министерства здравоохранения КР. Мы не имеем права подвергать жизнь детей опасности, поэтому не разрешаем организовать горячее питание во всех школах. К примеру, в тех школах, где нет соответствующего оборудования, условий, в буфетах нельзя организовать горячее питание, соответствующее санитарным требованиям Минздрава КР.

Поэтому, в данный момент, наше министерство ведет работу с местными самоуправлениями, родителями на предмет того как можно общими силами создать условия для обеспечения горячего питания. В результате в 455 школах идет частичное переоснащение школьных столовых.

- Сколько средств нужно для создания в столовых условий, отвечающих санитарным требованиям и чтобы оснастить должным оборудованием одну школу?

- Около 250 тысяч сомов необходимо для того, чтобы в школе было установлено необходимое оборудование, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и требованиям Минздрава КР и позволяющее обеспечить детей горячими супчиками и кашами.

- Какими документами подкреплена реформа школьного питания?

- Минобразования КР разработано и утверждено в 2014 году постановление КР «О выделении штата поваров в 134 пилотных школах республики» и «Об основных направлениях развития школьного питания Кыргызской Республики».

Разработан и отправлен на согласование министерствам и ведомствам проект постановления «О выделении штата поваров для остальных школ, где организовывается горячее питание».

Министерство образования науки Кыргызской Республики убеждено в том, что при правильной организации школьное питание может стать эффективным инструментом социальной поддержки детей. Новые модели школьного питания уже внедрены в 262 пилотных школах по всей стране, опыт организации школьного питания в данных школах будет применен для разработки национальных моделей школьного питания. В ряде районов уже наметилась тенденция внедрения пилотных моделей и в другие школы за счет вкладов сообществ и органов местного самоуправления.

Тем не менее, для обеспечения стабильности в реформировании школьного питания, закрепления и масштабирования наработанного опыта, как я уже говорила выше, нам нужна поддержка родителей, органов местного самоуправления, доноров, в целом поддержка сообщества.

- Раньше, к примеру, не вставал вопрос об организации горячего питания в школах…

- Не каждый ребенок дома успевает завтракать и поэтому, приходит в школу голодным. По рекомендации медицинских работников, рациональное питание обеспечивает хорошее физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость по отношению к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность и выносливость детского организма и обеспечивает нормальный рост и развитие ребенка. Всякие нарушения в питании как количественные, так и качественные отрицательно влияют на самочувствие и состояние здоровья детей. Особенно вредны для детского организма нарушения в питании в период наиболее интенсивного физического и интеллектуального роста ребенка, который охватывает школьный возраст.

- Что можно купить на 7-10 сомов, выделяемых государством? Если с трудом верится даже в то, что на эти «средства» можно купить булочку и чай, как практиковалось раньше в школах, то как обеспечить горячее питание на эти же деньги?

- Да, раньше в школах мы давали детям булочку и чай, но теперь установка только на горячее питание. Минобразования КР и Минздравом КР разработана программа школьного питания, при этом, предлагается меню из 120 блюд. Это различные овощные супы, каши, пирожки, (причем рекомендуются не жаренные, а именно выпечка). Опять-таки меню можно разнообразить при помощи органов местного самоуправления, родителей и доноров. Здесь главное – желание местного сообщества помочь в организации горячего питания. Например, МСУ при возможности выделяет школам пришкольные участки, где можно высаживать овощи: фасоль, картофель и др. Это существенно облегчает задачу организации горячего питания. К примеру, средней школе имени Ч.Айтматова Кара-Бууринского района Таласской области удается кормить супчиками и кашами не только детей начальных классов, но и 5-6 классы. Вот это хороший пример активности и делового подхода.

В некоторых школах Нарынской области держат в пришкольном хозяйстве коз или коров, что дает возможность вносить в меню школьников мясо, молоко. Кстати, на традиционных августовских совещаниях, которые проходят по республике в данный момент отдельным направлением поднимается вопрос оптимизации школьного питания. Минобразования дает разъяснения и учителя школ делятся опытом как организовать, чтобы детей в школах кормить горячими супами и кашами.

Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»

Ссылка на оригинал публикации : kutbilim.journalist.kg

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...