Акыркы макалалар

Как сделать ак-калпак модным?

Как сделать ак-калпак модным?

Нужно неплохо ориентироваться в городе, чтобы найти дорогу в эту студию творчества и креатива. Несколько раз перейдя с одной стороны бульвара Дзержинского на другую, я замечаю молодых людей, которые сворачивают в переулок. Внимание привлекают головные уборы ярких цветов и необычной формы. Случайно или нет, студия «Туран» расположилась в мемориальном доме Аалы Токомбаева, народного писателя и поэта Кыргызской Республики, уважаемого творческого деятеля.

Рабочее место дизайнеров оформлено в минималистическом стиле, стены бежевых и серых тонов, несколько рабочих столов с большими компьютерными экранами и полки, где лежат образцы тех самых шляп.

Они выполнены в необычной технике, это смесь панамы и кыргызского национального ак-калпака. Каждая шляпа уникальна и выполнена в единственном экземпляре: двусторонние, войлочные, цельнокатаные без единого шва.

Идея создания такого головного убора принадлежит Искендеру Асаналиеву, молодому веб-дизайнеру, а также дизайнеру этнических украшений, одежды и обуви.

Искендеру получил образование в Турции, по специальности ТВ и радиокоммуникации, но влюбился в дизайн и продолжает работу в этой сфере 11 лет.

«Как-то мы с друзьями сидели в парке и рассуждали, почему молодежь не носит ак-калпаки. Пришли к выводу, что это просто не модно. Если углубиться в историю кыргызского калпака, то он видоизменялся, начиная с 50-ых годов. Решили взять за основу классические ак-калпаки и придать им новую форму» - сказал дизайнер.

Коллекцию нельзя назвать этнической, больше похоже на головной убор современного кочевника. Все же корнями идея создания шляпы упирается в историю.

«Мы ориентируемся именно на городскую молодежь, и на городских девушек. Зимой, как вы знаете холодно, они не носят головных уборов, и это хорошая альтернатива для них. Коллекция пока небольшая, но эксклюзивная», - продолжает дизайнер.

Шляпы универсальны, их может носить и модный парень, и его спутница. Разрабатывается дизайн, форма, потом создается специальная болванка из глины, затем форму переливают в гипс. Создатели уникальных шляп работают с поставщиками, они делают заготовку из войлока, дизайнерам заказывают расцветку. А затем мастерицы катают войлочную шляпу, без швов. Маленькими количествами шляпы отправляют в Турцию, Россию, Казахстан, а в перспективе создатели планируют ввозить их в Европу, Америку.

Шляпы выходят под брендом «Турана». Турана происходит от слова Туран, это территория, на которой когда-то жили предки кыргызов.

«Было и такое племя, «Саки Тиграхауды», в переводе это название означает «саки с головными уборами», они носили головные уборы из войлока. Войлок с давних времен используется тюркскими народами, сейчас среди народов Центральной Азии кыргызы владеют уникальными навыками работы с войлоком»,- говорит Искандер.

«Турана» - это не ателье, как многие могут предположить, а студия многопрофильного дизайна. Искендер осваивает все виды дизайна: графический, веб дизайн, информационная архитектура. Сейчас вот увлекся дизайном таких шляп. Но только шляпами Искендер не ограничивается, в его эскизах можно разглядеть уникальный дизайн мебели, обуви, одежды и украшений для мужчин и женщин.

Судя по отзывам, многим людям нравится его творчество. Есть и критики, из числа псевдопатриотов, которые обвиняют дизайнера в том, что он меняет изначальную форму калпака. Но дизайнер на критику парирует: «Мое творчество – это призма, через которую проходят традиционные вещи, украшения, одежда обувь и приобретают совершенно новый вид, адаптированный к городской культуре».

Бегимай Сатаева, фото автора и студии «Турана»

Түп нускага шилтеме : www.nlkg.kg

Бир гана сайтта катталгандар пикирлерин жаза алат. Эгер катталган болсоңуз, анда аккаунтуңузга кириңиз.
катталгандар гана колдонуучулар "ЖМКларга даттанууларды териштирүү комиссиясына" арыздана алат. Эгер сиздин аккаунтуңуз бар болсо, анда кириңиз.

Азырынча бир да пикир жок...